Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

Обо мне

Моя фотография

Преподаватель русского языка и литературы
Узбекистан

К урокам Лермонтова М.Ю

Биография
ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.
Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта. Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831). Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун те на нравственно политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г. начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг. любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново пушкинской поэмы.
К началу 1830 х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через всё его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения. С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1 я ред. поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831). С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обречённый на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова?..»), 1832).

В 1832 г. поэт переезжает в Санкт Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачёва. «Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г. Лермонтов ещё совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками. Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831 го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).
С написанием стихотворения «Смерть поэта» (1837) – отклика на последнюю дуэль А. С. Пушкина, к Лермонтову приходит слава наследника поэта предшественника: стихотворение широко распространяется в списках, получает высокую оценку литераторов пушкинского круга и рядовых читателей, заключительные строки с резкими выпадами против высшей аристократии вызывают гнев Николая I. В феврале Лермонтов был арестован и переведён прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837 г.: поэт изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло его знакомство со ссыльными декабристами, в т. ч. с поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским). Публикация в 1837 г. стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта. С апреля 1838 г. по апрель 1840 г. Лермонтов служит в лейб гвардии Гусарском полку. В это время устанавливаются связи с пушкинским кругом писателей и А. А. Краевским (поэт систематически сотрудничает в его журнале «Отечественные записки »). Лермонтов входит в аристократический «кружок шестнадцати», члены которого фрондировали правительство.
В зрелой лирике поэт обобщает и преодолевает прежний опыт. Здесь так же изображается одиночество героя («Я не хочу, чтоб свет узнал…», 1837; «И скучно, и грустно», 1840), так же сопоставляются судьба человека и судьба поколения («Дума», 1838); любовь так же понимается как страдание («Утёс», «Они любили друг друга так долго и нежно…», оба – 1841); так же не ясны положительные идеалы («Выхожу один я на дорогу…», 1841). Но Лермонтов преодолевает демонизм раннего творчества, изображая слияние человека с миром природы («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837; «Из Гёте» («Горные вершины…»), 1840) и любовь как мистическое слияние душ («На севере диком стоит одиноко…», «Сон», оба – 1841). Он показывает возможность соединения своего героя с миром людей в религии («Молитва», 1837; «Молитва», 1839) и с социальным миром людей («Родина», 1841). Гармония жизни обретается в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребёнка («Как часто пёстрою толпою окружён…», 1840) или человека, близкого к детскому мировосприятию («Памяти А. И. О<доевского>», 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840).
Осознавая новый путь, Лермонтов пишет поэтические декларации о разрыве с прошлым («Не верь себе», 1839; «<Из альбома С. Н. Карамзиной>» («Любил и я в былые годы…»), 1841). О новом пути свидетельствует появление «объективной» манеры и ролевой лирики («<Валерик>» («Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание», оба – 1840). Поэт ищет гармонию в эпическом прошлом: в «Песне про царя Ивана Васильевича…» (1837) демонический герой опричник Кирибеевич терпит моральное поражение от хранителя нравственных устоев Калашникова (тип Мцыри). Но мотивы богоборчества («Благодарность», 1840) и невозможности разделённой любви («Три пальмы», 1839; «Утёс», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все – 1841) до конца так и не были преодолены. Поэмы «Демон» (последняя ред. 1839) и «Мцыри» (1839) подводят итог идеологических исканий Лермонтова.
В 1838–40 гг. написан роман «Герой нашего времени»: составившие его повести и рассказы первоначально печатались в «Отечественных записках» как отдельные произведения. В романе исследуется феномен современного человека – Печорина, оценка которого всё время меняется при сопоставлении с разными персонажами. В «Бэле» показано превосходство своеволия «естественных» людей – горцев перед своеволием «цивилизованного» Печорина. В «Максиме Максимыче» в сравнении людей дворянского общества – раздвоенного Печорина и цельного Максима Максимыча – видно превосходство первого, поскольку оно обеспечено сознательным отношением к современности. В «Тамани» мы видим вынужденную цель авантюризма контрабандистов и бесцельность авантюризма скучающего от безделья Печорина, который теперь, таким образом, проигрывает. Но в «Княжне Мери» подлинность душевной жизни Печорина ставит его выше представителей «водяного» общества, душевная жизнь у которых фактически отсутствует. Наконец, в «Фаталисте» сравнение Печорина и Вулича служит формой объективизации субъективного опыта главного героя. Смена рассказчиков в романе знаменует разные степени раскрытия внутреннего мира героя. Сначала о герое говорит мало понимающий его Максим Максимыч («Бэла»), потом впервые увидевший его автор («Максим Максимыч»). Сам Печорин выступает сначала как автор воспоминаний («Тамань»), потом как автор подённых записок («Княжна Мери»), что отражает разные степени подробности в описании внутреннего мира героя. В «Фаталисте» Печорин впервые рассказывает не о себе, а о другом человеке. Нарушая в сюжетной последовательности событий в романе фабульную, реальную их последовательность, Лермонтов показывает, что его герой не меняется под воздействием совершаемых событий.
Появление в 1840 г. отдельного издания «Героя нашего времени» и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» («Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича…», 26 стихотворений) стало важнейшим литературным событием, вызвало критическую полемику, статьи В. Г. Белинского. За дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом в марте 1840 г. Лермонтов был арестован и переведён в Тенгинский пехотный полк. Он отбыл на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…»). С февраля по апрель 1841 г. Лермонтов жил в Санкт Петербурге, вращался в литературных и светских кругах, думал об отставке и литературной деятельности. Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым привела к дуэли и гибели поэта.
Взято из "Энциклопедия «Литература и язык" Издательство "Росмэн"



Нажмите на картинку для увеличения


Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20
1. М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. 1837—1838
2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. 1837
3. П.Я. Павлинов. Печорин в гостях у Бэлы. 1938
4. В.А. Серов. Бэла. 1891
4-а. Только на CD: М.А. Зичи. Бэла и Казбич. 1881
5. М.А. Врубель. Казбич и Азамат. 1890—1891
6. В.А. Фербер. Максим Максимыч и Печорин. 1961
6-а. Только на CD: П. Павлинов. Книжная иллюстрация. Максим Максимыч. 1938
7. Н.Н. Дубовской. Максим Максимыч. «Коляска была уже далеко...» 1890
8. М.Ю. Лермонтов. Тамань. 1837
9. Л.Е. Фейнберг. Девушка-контрабандистка и слепой мальчик. 1941
10. М. Врубель. Княжна Мери и Грушницкий. 1890. Д. Шмаринов. Княжна Мери и Грушницкий. 1941
11. Л.Е. Фейнберг. «Княжна Мери». Сцена в ресторации. 1940—1941
12. Н.Х. Переправа через Подкумок. Фронтиспис к английскому переводу «Героя нашего времени». 1854
12-а. Только на CD: В.В. Верещагин. Княжна Мери. 1862. Л.Е. Фейнберг. Переправа через Подкумок. 1940—1941
13. М.А. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. 1890—1891
14. Д.А. Шмаринов. После дуэли. 1941
15. В.А. Серов. Объяснение Печорина с Мери. 1891
16. Э.М. Андриолли. Вера в гроте. 1879
17. Л.Е. Фейнберг. Фаталист. 1940—1941
18. М.А. Врубель. Печорин, лежащий на диване. 1890
19. Д.А. Шмаринов. Печорин на диване. 1941
20. Л.Е. Фейнберг. Печорин. 1941. П. Боклевский. Печорин. 1874
Лермонтов М - Герой нашего времени




Лермонтов М - Бородино (чит. Д.Журавлёв)
Лермонтов М - Бородино - рассказ о стихотворении чит. авт. И.Андроников)
Лермонтов М - Боярин Орша (исполняет н.а. СССР А.Борисов) СПб
Лермонтов М - Бэла (Герой нашего времени,фрагм.) (чит.Б.Ливанов)
Театрология theatrologia.su
Лермонтов М - В долине Дагестана (чит. Царев)
Лермонтов М - Валерик (чит.А.Кторов)
Лермонтов М - Валерик (чит.Д.Журавлёв)
Лермонтов М - Воздушный корабль (чит.В.Яхонтов)
Лермонтов М - Выхожу один я на дорогу (чит. Царев)
Лермонтов М - Герой нашего времени (спектакль А.Баталова)
Лермонтов М - Герой нашего времени - Максим Максимыч (радиоспек. пост. А..Баталов в рол.А.Кайдановский,Вс.Ларионов,Р.Суховерко)
Лермонтов М - Герой нашего времени - Тамань (радиоспек. реж. А..Баталов с уч. А.Кайдановского, А.Лазарева, Л.Удовиченко)
Лермонтов М - Герой нашего времени - Фаталист (радиоспек. пост. Е.БаталовА.в рол.А.Кайдановский,Вс.Ларионов, Н.Герасимов)
Лермонтов М - Горные вершины (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Дары Терека (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Два великана (В.Качалов)
Лермонтов М - Демон (1979)
Лермонтов М - Демон (чит.Н.Мордвинов)
Лермонтов М - Дума (чит.М.Царев)
Лермонтов М - Дума (чит.М.Царев) вар.2
Лермонтов М - Есть речи (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Желание (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - И скушно, и грустно (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Как небеса твой взор (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Княжна Мэри (фрагм.романа) (чит.К.Вахтеров)
Театрология theatrologia.su
Лермонтов М - Княжна Мэри (фрагм.романа) (чит.К.Вахтеров)
Лермонтов М - Люблю я цепи синих гор (чит.М.Астангов)
Лермонтов М - М.А.Щербатовой (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Максим Максимыч (с уч. М.Глузского)
Лермонтов М - Маскарад (пост. М.Козаков) 1985
Лермонтов М - Маскарад (сп.тр-тр им.Моссовета в рол. Н.Мордвинов,В.Марецкая,Р.Плятт, чит.Ю.Завадский в 2 частях)ч.1
Лермонтов М - Маскарад (сп.тр-тр им.Моссовета в рол. Н.Мордвинов,В.Марецкая,Р.Плятт, чит.Ю.Завадский в 2 частях)ч.2
Лермонтов М - Маскарад (сцена зи 1 дест.) (чит.В.Яхонтов)
Лермонтов М - Маскарад (сцены из драмы уч. М.Козаков, Е. Симонова, А. Джигарханян) 1985
Лермонтов М - Морская царевна (чит.Д.Журавлёв)
Лермонтов М - Мцыри (бой с барсом) А. Консовский
Лермонтов М - Мцыри (чит. Царев)
Лермонтов М - На смерть поэта (чит.В.Яхонтов)
Лермонтов М - Надежда (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Наедине с тобою брат (чит. Царев)
Лермонтов М - Незабудка (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Осень
Лермонтов М - Отчего (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Парус (чит. Н.Мордвинов и поет Козловский)
Лермонтов М - Парус (чит.Н.Мордвинов)
Лермонтов М - Первое января
Лермонтов М - Песнь об опричнике и купце Калашникове (пластинка)
Лермонтов М - Песнь про купца Калашникова (П.Садовский)(2 вариант)
Лермонтов М - Песня про царя Ивана Васильевича (чит.А.Покровский)
Лермонтов М - Печорин (О.Даль)
Лермонтов М - Посвящение (чит.Н.Мордвинов)
Лермонтов М - Поток (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Прощай немытая Россия (Р. Плятт)
Лермонтов М - Родина (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Романс (чит.В.Аксенов)
Лермонтов М - Сон (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Сосна (В.Качалов вар.2)
Лермонтов М - Сосна (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Стихотворения (Альбом Одоевского чит. И.Андроников ч.2)
Лермонтов М - Страницы дневника Печорина ( инсц. акт.О.Даль, Л.Броневой)
Лермонтов М - Тамань (Герой нашего времени,фрагм.) (чит.В.Топорков)
Театрология theatrologia.su
Лермонтов М - Тамань (инсценировка)
Лермонтов М - Тамбовская казначейша (чит. М.Козаков)
Лермонтов М - Три пальмы (стих. Т.Чистякова)
Лермонтов М - Три пальмы (чит.В.Качалов)
Лермонтов М - Тучи (Р. Плятт)
Лермонтов М - Тучи (Р. Симонов)(пластинка)
Лермонтов М - Тучи (чит.Р.Смирнов)
Лермонтов М - Утес (чит.М.Астангов)
Лермонтов М - Утес (чит.Н.Мордвинов)
Лермонтов М - Фаталист(инсценировка)
Лермонтов М - Штосс (инсц. рассказ) 1990
Лермонтов М - Я не унижусь пред тобою (чит.В.Качалов)
Лермонтов М. - Княжна Мэри (радиоспектакль ( А. Баталов)1979
Лермонтов М. - Ашик Кериб (Радиоспектакль)
Лермонтов М. - Валерик [читает Рогволд Суховерко]
Театрология theatrologia.su
Лермонтов М. - Страницы журнала Печорина ( пост. А. Эфрос с уч. О.Даля)
Лермонтов М.Ю. - Тамань (чит. В.Топорков)
Лермонтов Ю - Мцыри (чит. С.Бехтерев, А.Романцов, К. Минкина) 1989
Лермонтовское слово

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ