Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

Русские поэты





Поэт-песенник



Михаил Львович Матусовский
( 23.07.1915 -- 15.07.1990), русский поэт-песенник, участник Великой Отечественной войны. На его стихи написаны многие широко известные песни: «Подмосковные вечера», «Вологда», «Школьный вальс», «Московские окна», «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?», «Летите, голуби» «Это было недавно, это было давно» и другие.


Князь Пётр Андреевич Вяземский

Картинка 4 из 805Он плакал на ступенях Конюшенной церкви, не скрывая своего отчаяния! Плакал человек, который казалось, привык к беспощадным ударам судьбы. Она, словно смеясь над ним, отбирала у него одного за другим, друзей, детей, силы, веру, желание жить, какие бы то ни было надежды! А он все стоял, как несгибаемый дуб. Иронизировал, подтрунивал над собой, его язвительные остроты друзья записывали в альбомы, запоминали наизусть... Говаривали, что в его чувстве юмора есть что-то необычное, немного холодное, как бы ускользающее от понимания.
Не зря же в его жилах текла по материнской линии англо-ирландская кровь. Никто не видел его слез. Разве что скептицизм взглядов и язвительность шуток становилась как бы сильнее от глубины огорчения, которое он испытывал. Слез почти не было и у могилы дочери Полины, там, в цветущем и равнодушном Риме. Княгиня плакала навзрыд, почти теряя от слез сознание, но он словно окаменел тогда... Вернулись в Петербург (май 1835), -запирался в кабинете, заполнял заметками записные книжки, перелистывал страницы книг и журналов, глядя на них пустыми потухшими глазами. Отчаяние давило, а слезам дать воли не мог.
Это о Петре Андреевиче Вяземском  - русском поэте и критике.  Он родился в Москве 12 июля 1792 г., в богатой и родовитой семье, детство провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет стал встречаться с писателями и жить литературными интересами.
Читать дальше


ОТЕЦ РУССКОГО ФУТУРИЗМА

Картинка 1 из 1057Давид Давидович Бурлюк (21.7.1882-10.2.1967). Знаменитый русский поэт-футурист, художник, литературный критик.
  Начальное образование получил в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Учился в Казанском (1898-1900), Одесском (1899-1900) художественных училищах, Мюнхенской Академии (1902-1903), в студии Фернана Кормона в Париже (1904), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1910-1914). По возвращении в России довольно быстро стал одной из ключевых фигур литературно-художественного авангарда - блестящий теоретик и организатор, обладающий огромной энергией, Давид Бурлюк сумел объединить вокруг себя немало молодых художников и поэтов, среди которых были Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Алексей Крученых, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Елена Гуро, Бенедикт Лившиц, Николай и Владимир Бурлюки. Был одним из организаторов объединения московских живописцев "Бубновый валет" (1910), участвовал в большинстве выставок нового искусства как в России, так и за рубежом.
В 1911 году организовал литературную группу поэтов-кубофутуристов "Гилея", а в 1912 году вместе с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпустил знаменитый манифест в защиту нового искусства "Пощечина общественному вкусу". 
В октябре 1920 года вместе с семьей эмигрировал в Японию, где продолжал заниматься живописью, вошел в группу японских футуристов и выпустил сборник стихов. В 1922 году перебрался в США, основал издательство, выпускавшее прозу, стихи и публицистику, работал в газете "Русский голос", входил в литературную группу "Серп и Молот". В начале 1930-х издал теоретический труд "Энтелехизм" (1930) и начал выпускать журнал "Цвет и ритм" ("Color and Rhyme"). 
Ссылка здесь

"Я -- ПОЭТ. ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН"

Картинка 6 из 56227 19 июля в 1893 году, родился Владимир Владимирович Маяковский (ум. 1930), русский поэт, футурист, реформатор поэтического языка.
 «Яркость видений Маяковского разительна, – писал И. Эренбург. – Это не сияющие холсты венецианцев, но грандиозные барельефы с грубыми, высеченными из косного камня, телами варваров и героев. Да и сам он долговязый, со взглядом охотника на мамонтов, с тяжелой вислой челюстью – варвар и герой нашей эпопеи. В дни величайших катастроф, сдвигов, перестановок мировой мебели, он, и, быть может только он, не испугался, не растерялся, даже не мудрствовал... Он здоров, силен и молод, любит таблицу умножения и солнце (не "светило", но просто). Выйдя навстречу толпе, он гаркнул простое, понятное: "хлебище дайте жрать ржаной!" "Дайте жить с живой женой!" Крик животного отчаянья и высокой надежды. Здесь кончается быт и начинается эпос».
Ссылка здесь и здесь

"МОЖНО ВСЁ ЕЩЁ СПАСТИ"

Фото ИТАР-ТАСССвой 78-й день рождения поэт Евгений Евтушенко по традиции отмечает сегодня в Политехническом музее. Зал, как всегда бывает на выступлениях Евгения Александровича, заполнен до отказа - люди сидят на ступеньках, стоят в проходах.
По-прежнему моложавый и экстравагантный, Евтушенко вышел к публике, опираясь на трость. И зрители тут же встали, устроив поэту почти 5-минутную овацию. "Россия не безнадежна, пока в зале встают перед поэтом, а не перед бизнесменом или президентом", - заметил ведущий вечера, сатирик Михаил Задорнов. Также он представил гостей Евтушенко - Дмитрия Быкова, Сергея Никитина, Игоря Волгина и других. Особо он выделил Аллу Пугачеву, которая устроилась на первом ряду с огромным букетом цветов.
"Спасибо, что пришли", - сказал именинник. И почти сразу начал декламировать стихи. "Я еще не налюбился, я всех женщин не добился", - прочитал Евгений Александрович строчки из стихотворения, открывающего его новую книгу "Можно все еще спасти". "В мой сборник вошли стихи, написанные за последние пять лет, - рассказал Евгений Александрович. - Некоторые из них о любви, некоторые протестные, рассказывающие о людях, потерявших человеческий облик, другие о тех, кто при всех обстоятельствах сохраняет достойные качества".
Ссылка здесь

ПОЭТ И ПУБЛИЦИСТ

 Сергей Николаевич Глинка (16. 7.1775 (по др. данным, 1776), имение Сутоки, ныне Смоленская область, — 17. 4.1847, Петербург) -- русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ.
Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814.
Вернувшись в Россию, издал "Письма русского офицера" (М., 1815-1816, 2-е изд. М. 1870). Эти письма принесли ему литературную известность. 
Глинка Сергей Николаевич (В.П. Лангер, ок. 1820) | Глинка Сергей Николаевич | Русская портретная галереяВ это время при штабе образовались библиотека и "Общество военных людей", а вскоре начал выходить и "Военный журнал", редактором которого был Глинка. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе любителей российской словесности", где состоял то вице-председателем, то председателем. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука да Марья", пов. (СПб., 1818), "Подарок русскому солдату" (Спб., 1818), "Зиновий Богдан Хмельницкий" (СПб., 1819).
Совершенное им в 1810-1811 путешествие по России дало ему повод написать "Мечтания на берегах Волги" (СПб.) 1821).  
  В 1835 он вышел в отставку и поселился в Москве. За это время определился и талант Глинки как духовного поэта, талант небольшой, но оригинальный, направление которого, как определил его Белинский, было "художественно и свято".
Ссылка здесь
                                                        ДРУГУ РУССКИХ
                                    Жить для Отечества, вот бытие одно;
                                Нам счастье от небес в нем истинно дано.
                                Мечтатель говорит: "Я гражданин вселенной",
                                     А русский: "Край родной вселенная моя".
                                     Мила своя страна душе благорожденной;
                                          Ей мысли, ей душа посвящена твоя.
                                                                             23 января 1808
Стихи поэта здесь

"... С ВЕРОЙ ВДАЛЬ СМОТРЕЛИ МЫ"

Алексей Плещеев - автор «русской «Марсельезы»
А.Н. Плещеев -- автор
"русской "Марсельезы"
«Мы были юны, мы любили,
И с верой вдаль смотрели мы;
В нас грезы радужные жили,
И нам не страшны вьюги были
Седой зимы».
Алексей Николаевич Плещеев родился 16 июня 1778 года. Он прожил трудную жизнь, полную надежд и катастроф. Его первые стихи появились в ту пору, когда русская литература потеряла Рылеева, Веневетинова, Грибоедова, Дельвига, А.Одоевского, Полежаева. Спустя несколько лет не стало Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Стихи Плещеева одобрил и напечатал ректор Петербургского университета, друг Пушкина П.А.Плетнев в «Современнике».Алексей Плещеев - автор «русской «Марсельезы»
Широкую известность приобрела пейзажная лирика Плещеева. Стихи Плещеева необычайно музыкальны. Прекрасный знаток музыки, обладавший исключительной восприимчивостью к мелодии, Плещеев придавал стихам форму песни или романса, они полны напевности – «Дездемоне», «Бал», «Песня», «Напев», «Знакомые звуки, чудесные звуки», «Ноктюрн».

Ссылка здесь



ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт, переводчик, критик
Константин Бальмонт
Константин Бальмонт.
Картина Даниила Фёдорова

Из гимназии г. Шуи (1876-1884 гг.) Бальмонт был исключен за принадлежность к "революционному кружку". Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки в 1885 г. - первое выступление в печати: напечатаны три стихотворения в журнале "Живописное обозрение". В 1887-1889 гг. Бальмонт переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Н.Ленау. В 1892 г. путешествует по Скандинавии, переводит Г.Брандеса, Г.Ибсена, пишет о них статьи. В 1893-1899 гг. работает над переводами П.Б.Шелли, издает книги переводов из Э.По (1895 г.).
Первые сборники ("Под северным небом" 1894г.; "В безбрежности" 1895г.) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, прихотливой изменчивостью настроения: с одной стороны - неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой стороне стиха, его музыкальности.
Ссылка здесь

Печаль луны

    Ты мне была сестрой, то нежною, то страстной,
    И я тебя любил, и я тебя люблю.
   Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...
   О, в этот лунный час я о тебе скорблю!
                                                                       К. БАЛЬМОНТ











ПРОСТЫЕ СТРОКИ 

Николай Николаевич Асеев (10 июля 1889-16 июля 19630) -- русский поэт. В начале своего творческого пути Асеев входил в круг футуристов, был одним из самых близких сподвижников Маяковского по журналу «ЛЕФ». «Есть у нас Асеев Колька. // Этот может. Хватка у него моя», – так писал о нем Маяковский. В стихотворениях Асеева органично сочетаются гражданственный пафос и интимная камерность, новаторская дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие. Его перу принадлежат поэмы «Будённый» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Маяковский начинается» (1940) и др., сборники стихов «Зор» (1914), «Раздумья» (1955) и др., книга мемуарной прозы «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).
Асеева отличали символистская изысканность, футуристическая эпатажность, интерес к русской народной речи.
ПРОСТЫЕ СТРОКИ
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - стыть.
Мне без тебя и Москва - глушь.

Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать -
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

Ссылка здесь




Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ