Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

пятница, 30 марта 2012 г.

Они иллюстрировали сказки

Художник Йон Бауэр (John Bauer). Часть 2. Художник Йон Бауер
Первые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки "жили-были…". Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Моя двухлетняя дочь читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на "нужной странице". Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки "подсказывают" и "говорят" вместе с малышом.


Художник Доре
В детской книге они важны не менее чем текст.
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".

картинка

Иллюстрации букваря.  Карион Истомин.
– известный издатель, педагог, переводчик,
общественный деятель XVII века.
Первой иллюстрированной детской книгой в России был "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

картинка

Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении.
Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в
распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник,
отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции
русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и
энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание,
безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень
развития образования и педагогической мысли и является предтечей
развития просвещения в XVIIIвеке.

 
Иван Яковлевич Билибин







Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244824068_3.jpg
В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке".
http://s19.radikal.ru/i192/1003/cf/fd66209f8799.jpg
Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михайлович Васнецов

Картинка 5 из 407

 

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь".
http://s004.radikal.ru/i207/1001/23/f620b8679f15.jpg
Иван -Царевич ев Сером волке. Виктор Васнецов.
Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века.
Юрий Алексеевич Васнецов
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0902/05labelan1231527407.jpg
Художник Юрий Васнецов. Три медведя.
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы.

Картинка 6 из 139

 
Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок. 
Мориц фон Швинд
http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/365/Schwind__Moritz_fon_Mermaids_Water_the_Dear_fine_art_print_b.jpg
Русалки поят оленя
File:Moritz von Schwind - Die Rose oder Die Künstlerwanderung - Google Art Project.jpg
Мориц фон Швинд (1804-1871).
http://www.artchive.com/web_gallery/reproductions/173501-174000/173894/size1.jpg

Мориц Людвиг фон Швинд \ Moritz Ludwig von Schwind. Призрак в лесу. 1858 год




 Мориц фон Швинд (1804-1871) - знаменитый немецкий живописец и иллюстратор. Он создал так называемые "монументальные иллюстрации" по мотивам сказок. Это большие художественные полотна, которые можно увидеть в залах мюнхенской Старой Пинакотеки. Широко известны одиннадцать акварелей Швица, это циклы "Золушка", "Семь воронов и верная сестрица", "Прекрасная Мелузина". Он создал знаменитые, многократно репродуцированные графические листы к сказкам "Семеро швабов", "Кот в сапогах", к сборнику "Старинные и новые детские песни, загадки и басни", "Басням" Лафонтена. Необычайно эмоционально выразительны его иллюстрации к сказке "Можжевельник", легенде о Рюбецале и добродушно-патриархальной "Истории прекрасной русалки" Э. Мёрике.

Гюстав Доре



http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0916/011lab1vkh1239902773.jpg
Графическая манера известного французского художника и скульптора Гюстава Доре (1833-1883), сочетающая легкость штриха с напряженной линией, умение обогатить суть иллюстрированного произведения бесчисленными оригинальными находками нашли восторженный отклик у французской публики. Доре является одним из наиболее известных и плодовитых иллюстраторов второй половины 19 в.

Le Chat Botté, par Gustave Doré
Подлинную славу ему принесли книжные иллюстрации к литературным произведениям: "Иллюстрированный Рабле" (1854), "Дон Кихот" Сервантеса (1862), "Божественная комедия" Данте (1861-1868), а также иллюстрации к Бальзаку, Мильтону. Классическими считаются иллюстрации Доре к сказкам Шарля Перро.

Йон Бауэр
Тролли — персонажи, мягко говоря, неприятные. Огромные, неуклюжие,
грязные, с дурным характером и плохими манерами. И, несмотря на все это,
в скандинавских странах этих тварей очень любят и всячески тиражируют
(исключая Финляндию, где любят и тиражируют собственного тролля, который
Муми). После прочтения книги пристрастие северных соседей к троллям
не становится более понятным, поскольку в «Волшебных сказках Швеции»
последние ведут себя из рук вон плохо. Похищают маленькую принцессу,
взамен подкинув во дворец собственное гадкое отродье. Сватаются к юной
красавице, угрожая запереть ее в темницу на веки вечные. Швыряются
гигантскими валунами, крадут одежду, сквернословят — и прочее, и прочее.
К счастью, люди, и особенно дети, всегда находят на троллей управу.
Потому что не такие уж они плохие по сути своей, просто им не повезло
с внешностью. А главное действующее лицо в шведских сказках — это
все-таки суровая северная Природа — горы, озера, моря и леса. Они влекут
к себе, манят, но таят опасность — заблудишься в сказочном лесу
и пропадешь, посмотришь в зачарованное озеро — потеряешь память…

Все
девять сказок в сборнике — авторские и написаны чуть более века назад,
однако в них явно ощущается фольклорная скандинавская традиция. В числе
авторов — Сирус Теодор Гранер, один из редакторов альманаха «Среди
домовых и троллей», с 1907 года традиционно выходящего в Швеции
к Рождеству. С момента основания издания и в течение многих лет его
постоянным иллюстратором был Йон Бауэр, которого очень любят шведы
(в городе Йенчепинге даже есть его музей). Основными цветами книги
художник сделал серый, коричневый, черный, темно-зеленый — колорит
камней и деревьев, среди которых и живут загадочные тролли — громоздкие,
лохматые, увешанные несметным количеством побрякушек, с угрюмыми,
но не злыми мордами. Принцессы же у Бауэра — тонкие-звонкие златовласки,
в чьем облике явно читается идеал эпохи модерна. Вполне в духе того же
модерна многие иллюстрации «самого сказочного художника Скандинавии»
напоминают эскизы для театрального занавеса, за которым, кажется, скрыт
целый мир.

«Рипол классик», 2010
Анна Ремез
Художник Йон Бауэр (John Bauer). Часть 2.






Йон Бауэр (1882-1917) приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге "среди домовых и троллей". Это он создал традицию в изображении сказочного леса и населяющих его волшебных персонажей. Бауэр специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам.
Художник Йон Бауэр (John Bauer). Часть 2.Йон Бауэр
Гранвиль
Целую галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее имя - Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) - французский художник, график, карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля детских книжек-картинок. Иллюстрировал басни Лафонтена (1837), "Приключения Гулливера" Дж. Свифта (1839-1843).
На рубеже веков в Великобритании появились новые талантливые авторы. В начале столетия увидели свет некоторые из лучших книг выступивших ранее Ф.Х. Бернетт, Э. Несбит и Р. Киплинга. Выдающийся поэт и прозаик Джозеф Редьярд Киплинг стоит особняком в английской литературе этого периода. Он представляет собой сочетание глубоко консервативного мировоззрения и яркого оригинального таланта. В его сказках для детей торжествует добрый юмор и богатая фантазия. К некоторым сказкам Киплинг делал иллюстрации как художник.
Кейт Гринуэй (Гринувей)
Kate Greenaway (DOVER)



Кейт Гринуэй(1846-1901) - английская художница, прославившаяся своими иллюстрациями книг для детей, в том числе и сказок. Первая книга Гринуэй "Под окном" имела большой успех. Одной из самых известных работ художницы стали иллюстрации к "Сказкам матушки Гусыни" и легенде о Гамельнском крысолове.
Kate Greenaway (DOVER)
Значительный след в истории детской иллюстрации оставили Дисней, Ионайтис, Киттельсен, Туви Янсон (иллюстрировала собственные сказки про Мумми Троллей), О. Баловинцева, которая приобрела широкую известность благодаря своим замечательным иллюстрациям к арабским сказкам.
Художник Йон Бауэр (John Bauer). Часть 2. Йон Бауер
Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ