Видео и аудио материалы по курсу"Русская литература", сведения о художниках и иллюстрациях, композиторах и великих музыкантах, материалы по МХК.

воскресенье, 1 января 2012 г.

Фредерик Шопен (1810-1849)


Возраст Фридерика Шопена – 20 лет. На дворе осень 1830 года. В экзаменационном листе Варшавской высшей музыкальной школы его учитель, композитор Эльснер написал такую фразу: « Фридерик Шопен – музыкальный гений». В своей родной Польше он является общепризнанным композитором.


Любителям музыки хорошо известны такие произведения Шопена как мазурки, полонезы, два больших фортепианных концерта. Шумный успех сопутствует его выступлениям. Музыкальный талант Фридерика Шопена был замечен многими его соотечественниками. Все им восхищаются. Его называют великим композитором и пианистом.

На человека, который избалован славой, Шопен был совсем не похож. Он был простым, скромным, отзывчивым и добрым человеком. Фридерик пишет стихи. Он прекрасно рисует. В домашних спектаклях Шопен с большим удовольствием играет комические роли. Его все очень любят. У Фридерика достаточно много друзей.

Родные и друзья предлагают Фридерику Шопену показать свои произведения лучшим композиторам других стран. Они мечтают, чтобы его музыка звучала не только в Польше. В то же время они советуют показать свое мастерство пианиста и сравниться с мастерством знаменитых пианистов. Предложение принято. На поездку за границу уже собраны средства. О таком путешествии Фридерик давно мечтал, но его мучает совесть: время ли сейчас ехать?

Над Польшей повисло что-то тревожное, неспокойное и грозное.

Давно перестало существовать независимое государство Польши. Польское государство подчинили себе такие страны как Австрия, Пруссия, царская Россия. Они свободно хозяйничали на польской земле. В стране ширилось национально-освободительное движение. Его приближающие шаги уже были отчетливо слышны.

Ещё до рождения Фридерика Шопена, в 1794 году, в одном из повстанческих отрядов под предводительством Костюшки сражался и его отец.Он был француз по происхождению. Ещё юношей приехал в Варшаву Николай Шопен, и второй родиной стала для него Польша. Сейчас, конечно, отец не пойдет воевать, так как постарел и обременён семьей. Фредерик точно знает, что отец всегда был патриотом и если нужно будет, он всегда будет на стороне повстанцев. Близкие друзья тоже встанут в их ряды. Друзья не посвящают Фредерика в свои планы. Они хотят уберечь его от опасности. Но Фредерик в их глазах видит какую-то тревогу и отмечает про себя, что как только он появляется, друзья сразу умолкают, как будто  что-то скрывая от него.


Все свои ранние наброски и записи, когда-то слышанных в народе мазурок, полонезов, песен Фредерик Шопен складывает в чемодан. Их набралось бесчисленное количество. Переносить разлуку с любимой Польшей ему будет гораздо легче. Наброски и записи будут тем родником «живой воды» из которого Шопен будет черпать свои силы вдали от родины. Тит Войцеховский – близкий друг Фредерика, едет тоже с ним в Вену.

1 ноября 1830 года друзья прощаются с Фредериком. Они вручают ему кубок с родной земли – это своеобразный кусочек родной Польши, который будет его  всегда согревать на чужой стороне. Никто и не подозревал, что Фредерик Шопен не ступит на родную землю уже никогда. Горсть земли, которую подарили ему друзья, долгие девятнадцать лет будет ему утешением.

На улице шел дождь, и казалось, что природа вместе с Шопеном тоже грустила, и было холодно, тоскливо. В тяжелых думах покидали Варшаву два друга Фредерик и Тит. По пути следования было местечко Желязова Воля. Здесь они решили немного задержаться, так как здесь среди полей и вековых деревьев Шопен провел лучшие дни детства и юности. О своих радостях и печалях ему рассказывала тихая речка Утрата. Фредерик Шопен здесь в первый раз услышал задумчивые и радостные, грустные и весёлые народные польские песни, которыми он был навсегда покорён.




Фредерик Шопен и его друг Тит жили  в Вене, когда узнали о восстании в Варшаве.  После этого известия Тит начал сразу же собираться домой. Фредерик тоже сложил свой чемодан. Но взять друга с собой Тит отказался. Причиной было то, что лучший друг Фредерика верил, что Шопена ждёт большое  будущее. Возвращение Фредерика в Польшу было бы слишком опасно. Ехать обратно  запретили ему также отец и все его друзья.


После расставания с другом Шопен прожил в Вене почти восемь месяцев. Фредерик очень переживал и тревожился за судьбу близких, живущих в Польше. Он был в депрессии и совсем не мог работать. Шопен один лишь раз выступил в концерте, но не написал за это время ни одного произведения. Во время поездки из Вены в Германию он испытывает новое потрясение. В Германии он узнаёт о разгроме Варшавского восстания. Шопен постоянно ходит с одним вопросом: « Что с ними?». Он точно знал, что все его близкие на стороне восставших и ему в этой ситуации уже не скоро суждено вернуться домой.

В эти дни Шопен много передумал и пережил. Такое большое горе невозможно стало носить в себе.  Вся его душевная боль,  тревога, смятение, чувство патриотизма, такое как непреодолимое желание, служить своей родине – всё это вылилось наконец-то в музыку.  В прежних его произведениях была светлая грусть, беззаботность, спокойная задумчивость, задорное веселье. В новых же сочинениях слышится страсть, призыв к борьбе, скорбь о погибших. Одно из произведений того периода так и был названо  - этюд «Революционный».

Если бы могучий повелитель Севера – как писал о русском царе Николае I великий современник Шопена композитор Шуман – знал, какой опасный враг угрожает ему в произведениях Фредерика Шопена, в таких простых мелодиях мазурок, то он бы запретил исполнять эту музыку. Произведения Фредерика Шопена  были пушками,  прикрытые цветами.



Прослышав, что вся Европа восхищена польским композитором и пианистом Фредериком Шопеном, Николай I в 1837 году предложил Шопену стать придворным музыкантом, и собирался присвоить ему звание «первого пианиста его величества императора России». Это сулило Шопену разрешение жить в Варшаве, много денег. Но как ни мечтал композитор о возвращении на родину, предложения царя не принял. Разве мог он служить врагу своего народа?


«Хоть я и не принял участия в революции 1831 года, так как я ещё был слишком молод, однако сердцем я был с теми, кто её делал», - так сам Шопен говорил о своем отношении к польским событиям.

Невольно вспоминается ответ Пушкина Николаю I. Когда царь спросил поэта, что бы он делал, если бы во время восстания декабристов оказался в Петербурге, Пушкин не таясь, ответил: «Был бы с друзьями на Сенатской площади».

Первые же концерты в Париже принесли Шопену славу. Крупные музыканты, знатоки фортепиано увидели в нём и блестящего пианиста – исполнителя и выдающегося композитора. «Шапки долой, господа, перед вами гений», - писал потрясённый музыкой Шопена Роберт Шуман. На всю жизнь полонила музыка Шопена великого мастера фортепиано Ференца Листа. Листу принадлежит первая серьёзная книга о жизни и творчестве Шопена.

Фредерик Шопен полюбил Францию. Его друзьями стали видные писатели, композиторы, художники. С первых дней в Париже у Шопена началась напряжённая творческая жизнь. Он очень много писал в эти годы. Был на редкость требователен к себе: иногда неделями работал над одной страницей нот. Во многих произведениях появились польские мелодии из детских тетрадей. Музыка родины жила в нём, не умолкая.

Во Франции в то время оказалось немало поляков, бежавших из Польши  после разгрома Варшавского восстания. Жил в Париже в изгнании и великий польский поэт Адам Мицкевич – друг Пушкина и декабристов. Встретившись впервые в Париже, Фредерик Шопен и Адам Мицкевич навсегда стали друзьями.


К Фредерику Шопену  часто заходил поэт Адам Мицкевич. Часами, слушая его игру, великий изгнанник переносился мыслями туда, куда стремился он всей душой.

Есть милый край, отчизна дорогая,

Где сердца моего живет родня большая,

Тот край милее мне, чем все края другие.

И люди ближе там, чем кровные родные.

«Я знаю, зачем он приходит, - писал Шопен о Мицкевиче, - я тотчас же сажусь играть. В последний раз я очень долго играл ему, боясь поднять на него глаза, так как я слышал, что он плачет».

Независимость своей родины Шопену не довелось отстаивать с оружием в руках. В армии свободы Фредерику не довелось даже быть барабанщиком. Открывая миру самобытность и величие своего народа в замечательных своих творениях,  он стал полководцем польской музыки.

Певцом фортепиано все называли Фредерика Шопена. Он не писал ни симфоний, ни опер. Большинство его произведений – полонезы, мазурки, вальсы, этюды, прелюдии, экспромты, баллады, сонаты, - написаны для фортепиано. Но и этого оказалось достаточно, чтобы вывести польскую музыку на передний край европейского искусства.

В произведениях Шопена  - народный характер, народные думы, народные мелодии. Слушая его полонезы, представляешь себе не придворный бал, а колонны повстанцев, как-то очень ясно вспоминаешь, что само слово «полонез» в переводе означает «польский». Свои мазурки Шопен называл «картинками».  Для него были они не просто танцем, а небольшим рассказом, сценкой из народной жизни.

Яркие национальные черты музыки Шопена не помешали ей вместить в себя глубокие чувства, близкие и понятные не одному польскому, но и всякому другому народу. Поэтому не только в Польше  - во всем мире Фредерик Шопен признан величайшим композитором.



В 1835 году Шопен тяжело заболел. Из Польши приходили мрачные вести. В эти трудные дни был написан знаменитый «Траурный марш». Современники услышали в этом марше шествие народа, убитого горем. И не ошиблись – Шопен ни на минуту не  забывал о трагических  событиях в Польше. Боль и тревога жгли его сердце.


Сочинение музыки, концерты не приносили Шопену достаточно средств  для жизни в Париже. Ему приходилось давать уроки. Композитор работал невероятно много – гораздо больше, чем мог выдержать его слабый с детства организм. Туберкулез легких, серьезная болезнь сердца подрывали его силы. Все труднее становилось работать, выступать на концертах.

Вернуться на родину Шопену так и не довелось. Умирая в Париже, он попросил отвезти на родину его сердце. Воля композитора была исполнена. Захороненное в костеле Святого Креста, сердце великого певца польской земли Фредерика Шопена стало святыней его народа.

И теперь, приезжая в Варшаву из разных городов и стран, люди идут к костелу Святого Креста, чтобы молча постоять у скромной каменной плиты, на которой вечным огнем горят слова Фредерика Шопена: «Там сердце мое, где моя родина».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментарии

ПОДЕЛИСЬ

ПОДЕЛИСЬ